Международный аэропортовый комплекс "Платов"
Международный аэропортовый комплекс "Платов"
Чтобы заполучить этот Южный хаб, донскому региону пришлось сначала преодолеть очень серьезное сопротивление своего главного конкурента — Краснодара, а затем выдержать активное антилобби.
Однако в начале июля 2013 года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление о федеральной программе подготовки к ЧМ-2018, в которой объект «аэропорт Южный» был точно утвержден к строительству. Каких усилий стоило руководству Ростовской области убедить российский Кабмин в том, что реализовать такой объект региону под силу, мы не знаем. Однако явно это было непросто.
Проект задумали еще в середине «нулевых»
Инвестиционный проект под названием «Южный хаб» впервые был представлен Ростовской области еще осенью 2006 года на V Международном экономическом форуме в Сочи. Тогда проект одобрил президент России Владимир Путин, его поддержали поддержали полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак и министр транспорта Игорь Левитин. После чего, конечно, заинтересованность высказали инвесторы.
Особенно выделялись среди них двое: глава группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг и владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска.
Первоначально новый аэропорт планировалось строить в Батайске, в 12 км от Ростова, на территории бывшего военного аэродрома (это место предложил в 2007-м во время своего визита в Ростовскую область тогдашний первый вице-премьер Сергей Иванов). Но вопрос осложнялся тем, что имущество и земля аэродрома были в собственности Минобороны РФ. Однак проект получил поддержку на уровне Москвы, и вскоре его инициаторы подошли к подписанию трехстороннего соглашения между Минтрансом, Минобороны и Ростовской областью, по которому 2 тысячи гектаров земли переходили от военного ведомства к Минтрансу, взамен обладминистрация брала на себя задачу дать военным, проживающим на этих землях, жилье в Ростове и Таганроге. Тогда проект оценивался в 20,1 млрд рублей.
Но потом в процесс вмешался Краснодар при негласной поддержке Олега Дерипаски, контролирующего «Базэл-аэро», и вновь над «пропиской» южного хаба в Ростовской области нависла угроза: Краснодар предложил значительно меньшую сумму затрат из федерального бюджета на строительства аэроузла. К тому же все происходило на фоне двух событий: смены губернатора региона (вместо ушедшего Владимира Чуба главой региона стал Василий Голубев) и отбора у Дона в пользу Кубани игорной зоны «Азов-Сити».
«Южный хаб» стал изюминкой Дона к ЧМ-2018
Впрочем, новое руководство области усмело быстро взять ситуацию под контроль, и в 2011-м обновленный вариант проекта вновь был представлен — все там же, в Сочи, только уже на X Международном экономическом форуме, Владимиру Путину, занимавшую в ту пору пост премьер-министра РФ. Только в этот раз хаб стал одной из составляющих на пути к подготовке к чемпионату мира по футболу в 2018 году. И вскоре был подписан меморандум о взаимодействии между министерством транспорта РФ, правительством Ростовской области и группой компаний «Ренова», подконтрольной Виктору Вексельбергу.
Однако пришлось внести коррективы. Новой площадкой для хаба эксперты, привлеченные к процессу облправительством, предложили сделать площадку под станицей Грушевской в Аксайском районе. Затем губернатор Василий Голубев подписал постановление о создании государственного бюджетного учреждения «Дирекция строящегося аэропортового комплекса «Южный»».
Под строительство было зарезервировано свыше 3,6 тысячи гектаров земли сельхозназначения.
Проект хаба обошелся в 430,5 млн рублей
4 июня 2013 года по итогам проведенного конкурса был заключен контракт с московским институтом гражданской авиации «Аэропроект», взявшемся разработать проектно-сметную документацию строительства взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянок воздушных судов. Стоимость работ — 430,5 млн рублей, срок — 411 дней. Параллельно запущен конкурс на проектирование терминала аэропорта Южный.
Архитектурный дизайн хаба разработан британской компанией Twelve architects & masterplanners Ltd.
ЦЕНА ВОПРОСА
Общий объем финансирования – 47 млрд рублей.
ТТХ ПРОЕКТА
расстояние от Ростова — 29 км.
класс аэропорта — I.
класс аэродрома - «А».
длина взлетно-посадочной полосы - 3600 м.
Пассажиропоток — 5 млн в год.
объем обрабатываемых грузов — 20 тыс. тонн в год.
КСТАТИ
Эксперты видят три сценария развития нового аэропорта
По заказу Ростовской области отечественные специалисты при участии экспертов компании «Lufthansa Consulting» разработали прогноз загруженности южного хаба — пассажирами и грузами. Есть три варианта развития событий: негативный, нейтральный и оптимистичный. Первый показывает, что к 2035 году пассажиропоток достигнет лишь 4,4 млн человек, а перевозка грузов — 6 тысяч тонн. Второй поднимает планку до 8,2 млн пассажиров и 26 тысяч тонн грузов, а третий, самый благоприятный, прогнозирует 11,6 млн человек и 44 тысячи тонн.
Декабрь 2017
Объект сдан